Самодельный трехколесный грузовой мопед

Жизнь за городом показала, что особой необходимости в "резвом скакуне" нет. Напротив — нужен такой мопед, чтобы он был не слишком скоростным, но проходимым по сельской местности и мог был использован в качестве небольшого "грузовичка". Рассуждая таким образом, я пришел к мысли о том, что пора снова взяться за инструменты: дрель, напильники, болгарку и сварку. Но ведь из ничего, даже при самом большом желании, и получится лишь "ничто" — нужно иметь исходный материал для конструирования.

Самодельный трехколесный мопед

И таковой нашелся: приятель выкидывал старую гнутую раму от "детского" скутера Ямаха. Всё лучше, чем совсем ничего — можно разрезать и сварить по-своему…
Но, чтобы это сделать, нужно иметь мотор и колеса и по их размерам уже "ваять".
Для начала поискал по знакомым — вдруг кто-нибудь, да продает ненужный мопедный или скутерный моторчик малой кубатуры. Но таковых не оказалось и пришлось углубиться в "дебри интернета".

На удивление быстро нашел на Авито мотор 50см3 от квадроцикла — всего за 3000 рублей.

Понятное дело, что не совсем рабочий и не полностью комплектный. Но это не беда, а самое главное — он был с редуктором на выходном валу, в котором есть возможность реверсирования вращения! Продавец мне "по секрету проболтался", что мотор был перегрет и снят с квадрика в мастерской, где пролежал три года, "пинаемый" из одного угла в другой. Знакомая история, когда неходовым товаром пренебрегают и он просто валяется-пылится…

 

Самодельный трехколесный мопед

 

Вот в таком виде мотор прибыл ко мне в гараж.

 

Самодельный трехколесный мопед

 

А вот так были сложены рама скутера и этот мотор.

 

Самодельный трехколесный мопед

 

Потом — для смеху — были привешены колеса: от садовой тачки и велосипеда, просто чтобы приблизительно понять — что же к этой раме пристраивать.
Перебирая разные варианты колес от велосипеда, коих скопилось уже в избытке за 7 лет "дачного жития", пришел к выводу: все они не годятся для моей задумки. Слишком уж хилые, нужно что-то покрепче и пошире. Колеса от скутера я сразу же "отмел", поскольку они малого диаметра и на них не получить хорошей проходимости по плохой дороге. Даже при наличии покрышек с развитым протектором, если таковой вообще можно найти в продаже.
Поэтому начал искать колеса от мотоцикла; и нашел-таки — у того же приятеля, что выбрасывал раму. Оказалось, что у него уже несколько лет без дела лежат куски рамы от Явы, с колесами 18". Он собирался на них сделать дачную тележку с большим кузовом, да так и не сделал. За 1500 рублей он мне их "уступил", чтобы не валялись без дела.

 

Самодельный трехколесный мопед

 

А этот слишком пологий — закос под чоппер мне вовсе ни к чему…

 

Самодельный трехколесный мопед

 

Всё — нужные размеры определены, угол наклона вилки выбран. Колеса закреплены в колодках, их параллельность выверена — можно соединять перед и зад.

 

Самодельный трехколесный мопед

 

Небольшая подготовка передней части рамы: подрезка по размеру, вырезание окна для вставки соединительного профиля 40х20х2,5.

 

Самодельный трехколесный мопед

 

Когда перед и зад были соединены, то наступил черед изготовить переднее крепление мотора.

 

Самодельный трехколесный мопед

 

Почти весь светлый день ушел на подгонку и выверку размеров, соединения деталей на прихватках. Для обваривания всех стыков остался вечер…

 

Самодельный трехколесный мопед

 

Как говорили раньше, во времена моей молодости, в общем и целом социализм построен…

 

Самодельный трехколесный мопед

 

Руль пока от велосипеда — прикидочно, другого не нашлось. А где был раньше красивый бак, теперь будет другой — самодельный.

 

Самодельный трехколесный мопед

 

Сиденье от скутера подойдет, но так будет слишком высоковато.

 

Самодельный трехколесный мопед

 

А вот так — в самый раз! >

Вот что получилось с сиденьем. Попутно из остатков родной рамы были вварены заменители амортизаторов, чтобы немного усилить заднюю часть рамы и снять нагрузку с переднего крепления маятника.

 

Самодельный трехколесный мопед

 

Пока на прихватках, позже обварю…

 

Самодельный трехколесный мопед

 

А что, чем не бензобак?

 

Самодельный трехколесный мопед

 

Нормально встанет, только руки приложить. И голову…

 

Самодельный трехколесный мопед

 

Из резьбовой муфты для соединения труб и листа железа сделана крышка горловины бака. >

 

Самодельный трехколесный мопед

 

Кусок трубы с резьбой вварен в бачок.

 

Самодельный трехколесный мопед

 

А вот так он выглядит уже с крышкой.

Пока на этом работа приостановлена — холодно на дворе. А "гараж" — он и не гараж — по сути — просто летний навес: без ворот, без утепления и уж — тем более — без отопления.

 

Самодельный трехколесный мопед

 

Пейзаж, однако… )))

За четыре дня построен был этот "комплекс" из подручного барахла, при содействии "братьев-таджиков" — сосед разбирал старый разваливающийся дом и не знал куда деть железо с крыши, доски от пола и стен, да немного крепких бревен с брусками. Вывозить куда-то — нужно машину заказывать. На дрова пилить — ему пока ни к чему, да и у всех соседей магистральный газ.
А мне как раз впору пришлось, для времянки-то…

Пока праздники, немного покумекал над боковым прицепом — его прикупил незадолго до НГ. Хотелось на колесе 18", чтобы все три были одинаковыми. Но попался совсем недорогой от Явы-старушки, на колесе 16".

 

Самодельный трехколесный мопед

 

Прикидочное расположение рамы с мотором и прицепа.

Чтобы правильно соединить заднюю часть рамы и рамы прицепа, пришлось сдвинуть на ней крепежный хомут в самый зад.

 

Самодельный трехколесный мопед

 

Переднее крепление нужно придумывать заново, родная труба с "ушами" не подходит.

 

Самодельный трехколесный мопед

 

Регулируемые "растяжки" подошли как нельзя лучше, осталось только к раме приварить проушины для них.

 

Самодельный трехколесный мопед

 

Так что, понемногу "вытанцовывается".

 

Самодельный трехколесный мопед

 

>

Немного "отпустили" огородно-дачные дела и выдалось время продолжить работу над моим "проектом".

 

Самодельный трехколесный мопед

 

Понемногу занялся креплением бокового прицепа к раме мопеда. Начал с того, что выставил необходимые базовые размеры их взаимного расположения.

 

Самодельный трехколесный мопед

 

Сделал заднее крепление, отличающееся от штатного явского;.

 

Самодельный трехколесный мопед

 

Переднее крепление пришлось тоже изменить, не получалось иначе никак.

 

Самодельный трехколесный мопед

 

В первом и последнем приближении — как-то так получилось. >

Теперь нужно было сделать верхние кронштейны для крепления расчалок-растяжек. Материалам для их изготовления в дачных условиях взяться особо негде. Но рядом — в километре от СНТ — проходит железная дорога, вдоль которой попадаются брошенные "старые железяки". И весьма неплохого качества, нужно отдать должное.
Когда-то давно была подобрана подкладка под рельсу, на которой очень удобно править гнутые гвозди. Она-то и послужила в качестве исходного материала.

 

Самодельный трехколесный мопед

 

Из инструментов — самый минимум: болгарка, дрель, сверла, метчики-плашки и напильники. Еще небольшое самодельное точило для сверл и грубой обдирки заготовок.

 

Самодельный трехколесный мопед

 

Сначала нарезал заготовки.

 

Самодельный трехколесный мопед

 

Потом разметил центры отверстий и просверлил их сверлом 6 мм.

 

Самодельный трехколесный мопед

 

Потом рассверлил их вторым сверлом 8 мм.

 

Самодельный трехколесный мопед

 

И окончательный диаметр — 12 мм.

 

Самодельный трехколесный мопед

 

Приварил к одному квадратику старый колесный болт от ступицы Москвича-401 — получилась проушина, почти как родная.

Рифты на ней пришлось ободрать на наждаке, чтобы свободно входила в отверстие своего кронштейна.

 

Самодельный трехколесный мопед

 

Почти готово — осталось приварить к раме.

Аналогично переднему сделал и заднюю проушину. Только вместо болта от Москвича приварил болт от какой-то другой ступицы, по удачной случайности завалявшийся среди других болтов.

 

Самодельный трехколесный мопед

 

У него стержень 16 мм, а резьба М14х1,25. >

Для него сделал кронштейн из обрезков профиля 40х20 и 20х20, добавил пару квадратных шайб с отверстиями Ф16 мм.

 

Самодельный трехколесный мопед

 

Вот — можно сказать готово…

Заодно и две стороны рамы соединились, немного увеличив прочность конструкции.

Дальше можно заняться доделкой бензобака. Гайка от рулевого шарнира Жигулей — резьба у нее М14х1,25, как раз такая же, как на бензокранике. Она же и "свечная".

 

Самодельный трехколесный мопед

 

Краник старый, от мотоблока — пока в качестве размерного элемента.

 

Самодельный трехколесный мопед

 

Приварено ацетиленовой сваркой. Стянуло гайку довольно сильно. Пришлось резьбу прокалибровать метчиком.

Далее нужно сделать "карман", в который спрячется остаток рамы.

 

Самодельный трехколесный мопед

 

Такого размера вполне достаточно.

 

Самодельный трехколесный мопед

 

Неплохо закрывает и встает почти впритык.

Из вырезанного куска стенки и дополнительной полоски листовой стали была сварена необходимая вставка.

 

Самодельный трехколесный мопед

 

В самый раз получилось, думал будет хуже.

Немного некрасиво, зато прочно и надежно…

 

Самодельный трехколесный мопед

 

Что и требовалось получить…

И заключительный "штрих" перед покраской бака — приварить его уши-крепления к раме.

 

Самодельный трехколесный мопед

 

Вроде бы неплохо получилось?! >

Можно посмотреть со-стороны и немного "помечтать" — в предвкушении будущих поездок.

 

Самодельный трехколесный мопед

 

С рулем совсем другой вид…

 

Самодельный трехколесный мопед

 

Еще бы сиденье, но об этом поздней…

А теперь нужно сделать подножку для левой ноги. Правая-то и рамой прицепа обойдется, "и так сойдет".
Попутно должен получиться усилитель рамы. Справа таким усилителем послужит рама прицепа.

 

Самодельный трехколесный мопед

 

Главное — чтобы ноге было удобно и кик-стартеру не мешала.

 

Самодельный трехколесный мопед

 

А вот так будет совсем хорошо. >

Теперь нужно усилить задний нижний кронштейн прицепа, сделанный самым первым и потому пока самый хилый.

 

Самодельный трехколесный мопед

 

Простой уголок, приваренный к листу-усилителю рамы мотоцикла — это слишком слабо.

 

Самодельный трехколесный мопед

 

Добавляем ребро, соединяющее уголок с трубой рамы…

 

Самодельный трехколесный мопед

 

… и замыкаем конструкцию полкой, для пущей важности.

Не забыть бы еще и снизу хорошенько проварить…

 

Самодельный трехколесный мопед

 

Связать покрепче с моторамой.

 

Самодельный трехколесный мопед

 

И между собой хорошенько связать.

А теперь нужно сделать выхлопную трубу для глушителя. Заготовка — труба с приваренным фланцем — уже имеется, так что остается только её "отформовать". Трубогиба, естественно, нету в наличии, поэтому старым дедовским способом — удалением лишних секторов.
Итак, приступаю: мопед заваливаю на бок и начинаю "ваять"…

 

Самодельный трехколесный мопед

 

Даю направление обхода выступов картера.

 

Самодельный трехколесный мопед

 

Загибаю вдоль картера, к дополнительно сделанному кронштейну.

 

Самодельный трехколесный мопед

 

Добавляю крепежный уголок — он частично снимет нагрузку с болтов фланца, если случится удар о препятствие. >

Теперь еще одна "крепежка" сзади мотора, на самодельном кронштейне.

 

Самодельный трехколесный мопед

 

Этот дополнительный крепеж частично примет на себя вес глушителя.

И загибаю конец трубы под небольшим углом к продольной оси рамы, на него наденется труба глушителя.

 

Самодельный трехколесный мопед

 

Такой длины вполне хватит, да и все равно нету больше.

А вот и готовая труба с самодельной прокладкой из армированного паронита.

 

Самодельный трехколесный мопед

 

Немного зачистил сварку, хотя снизу и так никто не видит.

Материалом для нее послужила выброшенная на мусорку абсолютно новая прокладка от какого-то мотора с о-очень большим диаметром цилиндров.

 

Самодельный трехколесный мопед

 

Во какая огромная — не иначе, как от дизеля. На много прокладок хватит.

Такая вот получилась "каркалыга".

 

Самодельный трехколесный мопед

 

Ну, почти всё: приросла — не оторвать.

Дальше — проще, закрепить глушитель. Но сначала подготовить для него трубку-нахлобучку, с зажимом. Глушитель от старого скутера Сузуки, он еще вполне работоспособен — не проржавел и нигде не треснул.

 

Самодельный трехколесный мопед

 

С губками-зажимами и прорезью — как учили.

Вот так, полагаю, будет в самый раз — не высоко и не слишком низко.

 

Самодельный трехколесный мопед

 

Всё, глушитель на своем месте…

 

Самодельный трехколесный мопед

 

Еще и зазор приличный остался. Если будет немного дрожать, то не будет дребезга об раму. >

Без заднего крыла не поездишь, особенно после дождя. Так что, теперь нужно закрепить заднее крыло — от мотоцикла Минск. Кусочки трубок и толстой стальной полосы — вполне достаточно для надежного удержания в верхней части рамы.

 

Самодельный трехколесный мопед

 

 

Самодельный трехколесный мопед

 

А переднее крепления этого крыла — самое обычное, там и показывать даже нечего.

Совсем другой вид уже, похожий на что-то настоящее.

 

Самодельный трехколесный мопед

 

Чуть не забыл про крепление бобины и коммутатора.

 

Самодельный трехколесный мопед

 

>

Настал черед покраски. Мопед будет использоваться для поездок в лес и там оставляться на некоторое время. Поэтому красить его буду в "военный" цвет, чтобы не привлекать внимание других людей, шатающихся в поисках грибов.
Где такую краску найти в сельской местности?
А её даже не надо искать, достаточно смешать 3/4 зеленой с 1/4 коричневой — получится почти настоящая "хаки", которой красят военную технику.
Сначала был "вымазан" бензобак.
Да-да, "я ЭТО делаю именно так" — обычной кисточкой, никаких распылителей.

 

Самодельный трехколесный мопед

 

Потом приемная труба и глушитель.

 

Самодельный трехколесный мопед

 

Это была, так сказать, "проба кисти".
А затем настал черед рамы.

 

Самодельный трехколесный мопед

 

Сначала они высыхали до "отлипа", а потом отправились "пожариться" на солнышке — до полного высыхания.

 

Самодельный трехколесный мопед

 

 

Самодельный трехколесный мопед

 

А пока они "жарились", вышкурил заднее крыло.

 

Самодельный трехколесный мопед

 

Загрунтовал его и высушил на солнышке.

 

Самодельный трехколесный мопед

 

И потом так же "вымазал", оставив сохнуть под лучами заходящего солнца.

 

Самодельный трехколесный мопед

 

>

В "пылу погони за красотой" совсем позабыл про удобство — в дороге снять заднее или переднее колесо без центральной подставки почти нереально. Пришлось исправлять этот недочет "организации труда" уже на покрашенной раме.

 

Самодельный трехколесный мопед

 

Приподнял немного, до получения нужного клиренса заднего колеса.

Подставку делать не пришлось — была уже готовая, тоже найденная когда-то на мусорке.

 

Самодельный трехколесный мопед

 

Неплохо смотрится…

Привариваю в сборе со сделанным кронштейном.

 

Самодельный трехколесный мопед

 

И ушки крепления пружины — половинки звена цепи. А пружина — стяжная, от заднего тормоза Жигулей.

 

Самодельный трехколесный мопед

 

Можно и на свет "выползти" — немного "повертеться перед почтенной публикой"…

 

Самодельный трехколесный мопед

 

 

Самодельный трехколесный мопед

 

И назад, в "стойло"…
Бак вот еще можно сегодня прикрутить.

 

Самодельный трехколесный мопед

 

Наконец-то можно прикрутить краник, нахлобучить куски шланга и вставить фильтр.

 

Самодельный трехколесный мопед

 

Можно заводить и пробовать регулировать карбюратор. >

Долго расписывать не стану. Из фотографий и так будет почти всё понятно.

 

Самодельный трехколесный мопед

 

Пока нет воздушного фильтра, сойдет и сложенный вчетверо кусок рукава от старой рубашки.

 

Самодельный трехколесный мопед

 

Раму прицепа удлинил куском трубы из неё же.

 

Самодельный трехколесный мопед

 

Недостающая часть сделана в виде площадки для ноги.

 

Самодельный трехколесный мопед

 

Самодельный кожух охлаждения, сваренный из стального листа. >

 

Самодельный трехколесный мопед

 

Дополнительная дуга кронштейн для закрепления крыла.

 

Самодельный трехколесный мопед

 

Настоящий воздушный фильтр от скутера.

 

Самодельный трехколесный мопед

 

Можно смело класть два мешка с зерном для кур.

 

Самодельный трехколесный мопед

 

Обновление обуви переднего колеса.

 

Самодельный трехколесный мопед

 

Новая обшивка старого сиденья.

 

Самодельный трехколесный мопед

 

Сделан привод переключения вперед назад.

 

Самодельный трехколесный мопед

 

Ролики вариатора легкими оказались, с места на больших оборотах берет, долго разгоняется и медленно едет.

 

Самодельный трехколесный мопед

 

А так, с кусочками резинового шланга внутри, в которые вставлены наконечники от свечей зажигания, уже с места берет резвей и едет уверенно, без рывков и пробуксовки сцепления.

 

Самодельный трехколесный мопед

 

Старый аккумулятор для противовеса, на пробный выезд. А это уже не пробные выезд, а вполне рабочий. Везет 140 кг без напряжения, но скорость маловата — максимальная всего 30 км/ч. По шоссе приходится ехать справа — по обочине, чтобы не тормозить поток машин.

 

Самодельный трехколесный мопед

 

По лесной дорожке едет так же уверенно, как и по шоссе, не буксует. Только сухие ветки трещат под колесами.
Дополнительные фонарики, для езды по шоссе.
Потом еще и поворотник поставлю, место для него заготовлено.

 

Самодельный трехколесный мопед

 

Автор статьи XRay-man

2277 просмотров

Рейтинг: +1 Голосов: 1

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!